Единое информационное пространство

6+ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Выездновская средняя  школа

Арзамасский район,

        Нижегородская    область   

Единое информационное пространство

 

 

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Котлов Т.А.

 МБОУ Выездновская СОШ

   

Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями (ИКТ) становится насущной потребностью общеобразовательных учреждений.

Сегодня компьютер должен стать незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учёбы и интересного общения.

Новое информационное пространство предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. Современный молодой человек ещё в школе должен научиться понимать технику, «не бояться» ее умело применять не только в обучении, но и в повседневной жизни. Эти умения должна прививать современная школа, поэтому важным моментом в развитии современного образования становиться процесс информатизации МБОУ Выездновская СОШ, который представляется как комплекс меро­приятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры. Информатизация МОУ Выездновская СОШ - это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств: хранения, обработки, передачи информации.

По мнению администрации МБОУ Выездновская СОШ, данные средства позволяют:

         создать единое информационное пространство школы;

         автоматизировать организационно-распорядительную деятельность школы;

         использовать информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;

         обеспечить условия для формирования информационной культуры обучающихся;

         создать условия для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

   В МБОУ Выездновская СОШ с 2009 года действует Программа информатизации образовательного пространства школы, в соответствии с которой проведена большая работа по внедрению ИКТ в работу учителей-предметников, классных руководителей, администрации. Основные направления деятельности в процессе информатизации стали:

         освоение новых информационных технологий в образовательной практике;

         компьютерное   сопровождение   учебных   программ   как   средство реализации новых педагогических технологий;

         телекоммуникации - расширение локальной сети школы, участие в телекоммуникационных проектах;

         медиаобразование;

         электронный документооборот;

         мониторинг качества образования;

         сетевое он-лайновое общение;

         использование   информационных   технологий   в   образовательной статистической отчетности.

         Вступление в школьную социальную сеть «Дневник.ру»

В результате реализации Программы информатизации методические объединения  МОУ Выездновская СОШ, медиацентр получили  современную компьютерную технику.  Школьные компьютеры в объединены в локальную сеть, подключены к сети Интернет. Это обеспечивает доступность информации, обмен ею, возможность автоматизации отчётности о результатах педагогической деятельности, проведения уроков на более качественном уровне.

В школе имеется 3 устройства для ввода информации, 5 принтеров, 1 интерактивная доска, 2 цифровых фотоаппарата, 4 ксерокса, видеокамера,  которые используются учащимися, учителями и администрацией школы.

Заместителем директора по ИОП систематически проводятся курсы компьютерной грамотности для педагогов. В результате 96 % педколлектива работают на ПК в режиме уверенного пользователя, около 82 % периодически используют его в работе с документацией, 40 % имеют компьютерную технику дома, многие прошли Интернет-курсы и курсы по ИКТ. Руководители научно-методических объединений и творческих групп учителей всё более профессионально используют компьтер в организации и руководстве работой своих коллег.

Сегодня учитель нашей школы способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

За последние два года применения ИКТ нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках.

Основой обучения стали системы, которые доставляют радость подростку и которые помогают использовать все «разновидности» его интеллекта. Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Интернет-ресурсы.

Все больше в арсенале учителей появляется цифровых образовательных ресурсов, выпускаемых различными издательствами и являющихся хорошим подспорьем в преподавании различных предметов. Так неоценимую помощь учителю оказывает программа «Готовимся к ЕГЭ» издательства Просвещение Медиа. Немало дополнительной информации по разным предметам, в том числе иллюстративной,учителя находят на школьном сайте и сайте http://uroki.net программные диски по предметам.

Сам подход к подготовке урока для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию.

Педагоги МОУ Выездновская СОШ  самостоятельно делают компьютерные уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество качественного иллюстративного материала, заранее - подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецирующиеся с экрана. Интерактивные возможности программы Power Point позволяют учителю использовать появление, исчезновение какой-либо информации в соответствии с ходом урока. Эффективность практической работы учащихся на уроках значительно возросла, поскольку нужные задания учитель готовит заранее, не тратя на написание их на доске бесценное время. Повысился интерес учеников к тем предметам, на которых учитель использует компьютер. С большим интересом ребята стали выполнять различные творческие домашние задания. Повысилась общая учебная мотивация по этим предметам, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на одном языке.

Педагоги используют ИКТ в качестве:

         средства обучения, совершенствующего процесс преподавания;

         инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

         средства развития личности обучаемого;

         средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

         средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;

         средства   коммуникаций   в   целях   распространения   передовых педагогических технологий;

         средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности;

         средства автоматизации процессов обработки результатов. Результатом    реализации    Программы    информатизации    школы, активного внедрения ИКТ в образовательный процесс является повышение качества обучения. Это подтверждается высокими баллами по результатам ЕГЭ (в 2007-2008 учебном году при сдаче ЕГЭ по русскому языку среди учащихся общеобразовательных учреждений Арзамасского района и экзаменам в новой форме, участием учащихся в Интернет олимпиадах Международная олимпиада студентов и школьников «Эрудиты Планеты -2008», Всероссийская игра - конкурс по информатике «Инфознайка», 2010г.,

Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким не только на уроках, но и во внеурочной и исследовательской деятельности.

Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение собственных страниц в проекте «Дневник.ру», где можно обмениваться файлами, вести переписку, следить за успеваемостью, участвовать в конкурсах, создавать фотоальбомы, сохраняя в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Создаются и пополняются такие альбомы силами учащихся при поддержке классного руководителя.

Таким образом, информатизация общеобразовательного учреждения является одним из факторов повышения качества образования, повышения информационной культуры всех участников образовательного процесса. Использование ИКТ позволяет оптимизировать образовательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

  

Педсовет на тему: Современные образовательные технологи и их влияние на образовательный процесс, и качество образования.

Котлов Т.А.

заместитель директора по ИОП

 

На сегодняшний день применение информационных, коммуникационных, интерактивных технологий и методов обучения не ограничивается только показом презентаций. К таким технологиям нужно отнести весь процесс информатизации, где наличие компьютера меняет образовательное пространство школы, её инфраструктуру.  Ошибочно считать что ИКТ – это презентация…или только интернет. Это намного шире и сейчас это считается инновацией. Для чего мы включаем  Новые технологии в работу? 

-что бы активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы

- изменить позицию и характер деятельности учителя. Он перестает быть единственным источником знаний, его занятие  - организация индивидуального учения каждого подопечного.

Данные преобразования приведут к изменению характера взаимоотношений  между учителем и учеником. Вывод: введение в образовательную деятельность принципиально новых средств обучения является инновационным актом.

В нашем случае одной из инноваций признан электронный журнал.  Хотя, если взять закон об образовании ст. 15

Общие требования к организации образовательного процесса, то мы увидим

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
(п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Таким образом, не ведение такого учета нарушение закона. Теперь коснемся должностной инструкции учителя, один из пунктов обязанностей гласит:  «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях МКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного  журнала и дневников обучающихся)

Еще несколько законодательных актов: Распоряжение правительства от 25 апреля 2011г., от 29 апреля 2010г, от 16.12.2010 (см. письмо)

Посмотрим, кто ведет электронный журнал. Это 5 классов начальной школы, 25%. Остальные игнорируют закон, должностные инструкции и распоряжения правительства и приказы по школе, а такой  приказ был.

Рассмотрим некоторые положительные моменты электронного журнала. 

Исправление оценок.  Средний бал за четверть. Качество по предмету. Доступ родителей к дневнику ребенка, именно к тем оценкам, которые есть, а не к тем которые в бумажном варианте дневника, ведь как известно, на плохие оценки учащиеся дневник не охотно подают или не подают вообще

Теперь коснемся самой сети Дневник.ру. В социальных сетях модно стало говорить о самоубийствах, смерти и прочих ужасах. Социально-образовательная сеть Дневник.ру. может внести свой вклад в отвлечение детей от пропагандирующих суицид, матерщину, грубость  сетей.  Учителя и родители  не могут отследить, чем занимаются, с кем общаются ученики, регистрация и работа в единой образовательной сети позволит наблюдать за общением обучающихся и принимать меры, если вдруг возникнет общение не по теме.

Стоит напомнить что в Дневнике.ру есть медиатека, игры, возможны размещение файлов, календарно-тематического планирования, электронного портфолио, электронная учительская, дистанционное обучение, тесты, конкурсы, призы.  Всё это нужно учителю при работе. Ко всему вышесказанному добавлю, что электронный журнал планируется сделать единственным документом об успеваемости, бумажный исключат. Что бы для учителей не  было резкого перехода от бумажного к электронному журналу рекомендуем начать работу с электронным дневником уже сейчас.

Какие новые технологии  можно использовать на уроках расскажет Е.Ю. Свистунова и Е.Б. Дрогунов. Лабутина С.Г.

К современным образовательным технологиям можно также отнести и сайт образовательного учреждения.  Что может сделать педагог на сайте? Как себя проявить? Во первых – это собственная страница с портфолио. Даст вам плюс в аттестации на категорию и аккредитации ОУ.

Во-вторых – это форум, на котором педагог может развивать любые темы, участвовать в обсуждениях с родителями и учащимися.

Чем больше дети будут проводить время на школьном сайте, в образовательной сети, тем меньше у них будет время на общение во вредных социальных сетях. Мы не можем им запретить, но можем постараться их отвлечь, если конечно мы к этому не равнодушны.

 Область применения ИТ в образовании широка. Это и уроки, классные часы, внеурочная деятельность, совещания, обучение, поиск информации, он-лайн тестирование, интернет – конкурсы.  И опять бытует мнение, что компьютерная презентация это современная технология, хотя она давно уже из прошлого века, только вот беда, мы и презентации то составлять не можем, да что там презентации, не знаем с какой стороны к компьютеру подходить. И опять возвращаемся к Должностной инструкции «Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.» А знаете ли вы? Ответьте сами на этот вопрос и сделайте вывод.

Решение: 1. внедрение в образовательный процесс сети Дневник.ру не менее чем на 50% к 01.01.2013

2.  Создание  страниц педагогов и методобъединений на школьном сайте

3. Прохождение курсовой подготовки по ИКТ не менее чем 108 часов 100% педагогическим составом

4.Оснащение  учебных кабинетов мультимедиа оборудованием и выходом в интернет

Дата последнего обновления страницы 02.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»